Разговоры о никчёмности китайских поездов слишком раздуты. К примеру, между городами Сианем и Пекин курсирует экспресс, в котором в положении лежа на полке простого спального вагона можно просматривать фильмы на специально оборудованном экране. Однако это рассчитано в большей степени на туристов, так как по статистике, этим поездом передвигается множество гостей страны и новых китайцев. Стандартные регулярные поезда значительно скромнее, вместе с тем кур и коров, стоящих в проходах между кресел увидеть очень сложно, хотя, вообще не исключено, что в глуши Уйгурского региона или в Тибете можно встретить и такое.

Китайский поезд изнутри

  В первую очередь, чистота в вагонах китайской железной дороги хоть и не по-медицински стерильная, но держится на своем уровне. В европейских же поездах убирают и моют пол непосредственно на конечных станциях, так как пассажиры почти не сорят, а в России с ее огромными просторами проводники убирают по мере сбора грязи и пыли, то есть совсем нерегулярно. Тогда как в КНР ожидание конечной остановки для работы со шваброй и веником может привести к серьёзной захламленности. А мусор раскидывать материковые китайцы любят всегда и везде, и тем более в замкнутом помещении такая привычка только гипертрофируется. Помнится один случай, как в VIP-терминале Новосибирского аэропорта задержавшаяся на несколько часов по причине задержки рейса в Москву группа колоритных китайцев переполнили этот шикарный зал ожидания шелухой и бумажками по самое немогу. Уборщица, повидавшая на свое веку многое, из избалованных новых русских в том числе, даже руками молча развела, хотя уже давно начала привыкать к соответствующей приросту китайского ВВП выработке мусора их гражданами.

  Поэтому в китайском поезде основная задача проводника, пожалуй, похожа на ту, что мешает его российскому коллеге, - как не дать развиться критическому уровню гор мусора. Проводники, невзирая на всю престижность их работы и ношение чистой формы, обречены подбирать кучи хлама за пассажирами, такое себе обязательное условие каждой сервисной профессии в Поднебесной. Так за семичасовую поездку от Гуанчжоу в заполненном через норму вагоне, где много кто стоял прямо в проходах между установленными креслами, один из проводников проходил по полу с мокрым веником каждый час. В практически пустом вагоне на Шантоу за трехчасовую поездку проводника с метлой не было замечено, а за поездку длительностью 7 часов до Шэнчжэня проводник несколько раз легко промел, в общем, задачу выполнил.

  Также в поезде на Мэйчжоу проводник помогает ставить сумки на багажных полках и засовывает подальше страшно нависающие сумки, а еще развлекал людей продажей неких сверхпрочных носков, которые он сам же пытался подпалить зажигалкой и с помощью которых он даже пару секунд висел на багажной полке. Кроме того, регулярно проходит по рядам поездной буфетчик с разнообразными закусками, напитками, экзотическими фруктами и другой мелочью. По большому счету, не глядя на серьезную перенаселенность вагона, атмосфера оказалась довольно радушной и, если не замечать привычки постоянного мусорения, дорогу можно назвать приятной. Во время поездки обмениваешься с соседями приобретенной у проводников пищей и, наверное, под влиянием иностранцев, они старались собирать шелуху и фантики в отдельные пакетики и давать все время прохаживающему мимо проводнику. Ну а там, где не оказалось соседей-иностранцев, китайцы мусорили прямо под себя, на пол.

  К тому же, полиции в вагонах не было замечено, которая в наших поездах появилась с приходом перестройки, когда общество перешло на новый этап. По всей видимости, в Китае, с его так и трансформированным на западный манер обществом, органам полиции почему-то, прямо как и на Западе, хватит пройти просто по вокзалу и оставаться на нём, чем расхаживать по вагонам с проверкой документов. Пожалуй, террористу и наркоторговцу в поезда Китая пробраться непросто. По словам И. Чудновой, после невероятного пожара в поезде, произошедшем в 1993 году такие же как в аэропортах рентгеновские аппараты расставлены на крупных станциях для просвечивания багажа. Это, наверное, то, к чему мы постепенно идем у нас, однако для подлинного террориста-смертника рентген на входе вовсе не помеха, так как просвечивает он лишь багаж. В Китае подобные аппараты необходимы в больше мере с целью отпугивания нелегальных либо очень ретивых торговцев, так как и без их присутствия в поездах багажа куда больше, нежели самих людей. К тому же, никто не разносит по завышенной цене хрусталь или платки, как происходит это у нас в поездах, так как сами же китайские проводники выкупают у железной дороги разрешение на продажу всевозможных товаров в вагоне от обычных носков до тщательно запакованных кусочков дыни. Отдают руководству определенную сумму и продают все, что только можно, получая очень хорошую прибавку. Прям как проводники в международном Тбилиси-Москва в разгар мандаринового сезона, когда им не до пассажиров, и не до зарплаты.

Внутри плацкартного вагона китайского поезда

  В вагонах спального типа между городами Гуанчжоу, Шеньчжень и Мэйчжоу зачастую не нужно отдельно приобретать постельное белье, оно как правило уже идет застеленным, к тому же непонятно, как его застилать самостоятельно на третьей полке без особых навыков. Наверное, исходя из подобного сервисного подхода стоимость спального вагона плацкартного образца в Поднебесной чуть ли не в дважды выше сидячего вагона, пусть и с хорошими креслами.

  В невероятно заполненном вагоне туалет выглядел довольно опрятно, не грязнее простого российского, запах шел, если честно, несколько сильней, да и жара была выше тридцати. Мыло, бумага там, естественно, отсутствовали, что напоминало ситуацию с советскими вагонами, однако таких благ цивилизации и сегодня в рыночных российских плацкартах можно не найти, поэтому обижаться не на кого. Благо, что вода в кране не заканчивалась, а питьевая в титане тщательно пополнялась всё тем же заботливым проводником.

  Забавно смотреть на такую смесь нормальной, направленной на сервис психологии человека, работающего в сфере сервиса, и не вполне нормальным, и по мнению иностранца, очень пренебрежительным отношением путешествующих к данной сервисной психологии. Действие коммунизма и китайской уравниловки отняли привычку радушно улыбаться и угождать посетителю, подобно тому, как это было в СССР, однако постепенно такая необходимая привычка восстанавливается. И поезда не исключение. Проводники в Китае помогают старшим людям попасть в вагон и выйти из него, помогают принести чемоданы к выходу, не закрывают туалет на остановках. Вероятно, что они уже распрощались с всесильным статусом классической работницы совкового сервиса, постоянно запирающей туалет перед носом людей и с криками будящей всех утром с требованием сносить белье. Однако еще не получили необходимое уважение в качестве работниц сервиса, дабы пассажиры не плевали шелуху на пол спустя минуту после того, как проводник все замел.

Вторая полка в купе китайского поезда

  Обычай мусорить обладает определенным обоснованием в китайской культуре. Жители еще далеко не европейски урбанизованы, преимущественное число китайцев в поездах являются, в лучшем случае, первым поколением городских жителей, если не вообще сами деревенские. А так как кидание на пол остатков еды на подхват домашним животным и домашней птице в селах никак не воспрещается, то и с привычкой бороться сложно и нужно немало времени. Множество упаковок товаров, запросто выкидываемые китайцами непосредственно под ноги, без разницы, в помещении либо на улице, указывает на то, что привычка подыскивать взглядом урну не появилась, так как урн и нет. Что уже говорить, все эти упаковки возникли не так и давно, поэтому люди, да и правительство, еще не определилось, как это все должным образом утилизировать.

 Урбанизованные многие годы страны, с многочисленным китайским населением, типа Сингапура и Гонконга, привычка кидать мусор искореняется только при помощи громадных штрафов. На территории самой же Поднебесной до штрафов еще не доросли, вдобавок, существует большое количество деревенских, жаждущих работать в крупных городах и разнообразных сервисах уборщиками, так что им необходимо предоставить занятость. Поэтому в небольших городах никто по большому счету не думает об установке урн на тротуарах. Многочисленные уборщики мусора проходят регулярно с тележками и убирают все. Картина в более продвинутых мелких городах несколько иная, там можно наблюдать, как мусор тщательно скапливается около урны, но не в ней самой. Труднее в сельской местности, где кучи мусора могут находиться годами на открытой местности, перед глазами всех, где их, по иронии, разгребают куры.

  По всей видимости, уровень урбанизации сегодняшнего общества, даже с учетом древности и разнообразия его культуры никак не сказывается на уменьшении мусора и грязи: соотечественники того же Толстого и Конфуция, по словам статистики мусорят намного больше, нежели потомки Ибсена либо Сибелиуса, и сказывается здесь не то, что культура данных обществ более бедная (она наоборот, будет ярче той же Скандинавской), но в том, какое количество поколений коснулось современное развитие в отношении европейского Нового времени и европейского процесса урбанизации. Поэтому Китай, находящийся на 25 году политики открытости, да и Россия ещё меньше, расположились еще лишь на подступах к процессу модернизации повседневной жизни.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Культурные ценности

Июль 05, 2015

Сады Шанхая – жемчужины китайского садоводства

Юйюань Сад Радости или Юйюань (豫园) – один из самых известных классических парков Китая, и уж точно самый известный в Шанхае. Парк был построен более 400 лет назад, во времена правления династии Мин. Его создал Пань Юньдуань, бывший казначей, чтобы порадовать…
Июнь 19, 2015

Сады Сучжоу

Город Сучжоу, расположенный в провинции Цзянсу, на юго-востоке Китая, часто называют «восточной Венецией». Прогулявшись по городу хоть раз, вы поймете, что такое сравнение вполне оправдано. Город стоит на Великом канале Китая – водной артерии, соединяющей…
Май 26, 2014

Монастыри Китая – колыбель старинных религий

На территории КНР существует большое количество старинных монастырей и храмов, которые…
Нояб 07, 2013

Необычная пустыня Гоби в Китае

Название пустыни Гоби переводится с монгольского языка как что-то на подобии «покрытой…
Окт 27, 2013

Национальный парк Китая Чжанцзяцзе

Китай на весь мир достаточно славится не только лишь собственными изобретениями,…

Популярные города

Октябрь 31, 2017

Город Нинбо, Китай

На территории северо-восточной части китайской провинции Чжецзян расположился город Нинбо. В переводе с китайского языка его название означает «Спокойные волны». Северные окраины Нинбо окутывают воды залива Ханчжоувань. Восточный регион города находится около…
Октябрь 31, 2017

Город Муданьцзян в Китае

Город Муданьцзян расположен в северо-восточном регионе Китая, в провинции Хэйлунцзян, по берегам одноименной реки. Население немногим более шести ста сорока шести тысяч человек, а когда к этому показателю добавить количество населения пригорода, то общее…
Окт 31, 2017

Город Чжухай (Zhuhai), Китай

Чжухай – небольшой город (по местным меркам), расположенный в провинции Гуандун в южной…
Окт 31, 2017

Город Шаосин – Венеция в Китае

Шаосин - китайский город в провинции Чжэцзян. Округ находится на юге от реки Янцзы и весь…
Июль 05, 2015

Шаньдун – одна из самых развитых провинций Китая

Провинция Шаньдун (山东) находится на востоке Китая, с трех сторон омывается водами Желтого…

Пляжные курорты

Январь 07, 2014

Лечение в китайском Даляне

Традиционная китайская медицина и их классическая фармакология уже долгое время и очень даже заслуженно вызывают огромный интерес по всему миру. Восточная медицина уходит своими корнями в древнейшие времена — одной из начальных книг по китайской медицине…
Март 20, 2013

Курортный городок Дадунхай (Dadonghai, China)

Дадунхай – один из популярнейших курортов на острове Хайнань. Находится в…
Март 08, 2013

Курортный город Байдахэ (Beidaihe,China)

Одним из популярнейших курортов Китая является Байдахэ. Административно он подчиняется…

Новости Китая

Январь 10, 2014

За 2013 год в Китае высажено более 2 миллиардов саженцев леса

Прошлый 2013 год ознаменовался для Китая резким увеличением озеленения территории. Так новые саженцы леса увеличились на площади в более чем 90 миллионов му (15 му – около 1 гектара). Фактически план озеленения Китая за 2013 год не только выполнен, но и…
Янв 08, 2014

Общее количество курильщиков в Китае превысило 1 млрд.человек

По данным официальной статистики Китая число курильщиков перевалило за 300 миллионов…
Апр 28, 2013

Гостиницы Пекина – цены и правила поиска

Как известно Пекин является столицей Китайской Народной Республики, город с богатейшей…