Галерея Китая

Весной нынешнего года Китай поставил на воду уже второй собственный авианосец, который вместе с этим стал первым из сооруженных непосредственно на территории страны. Уже идет строительство над следующим таким кораблем, и все чаще мелькает информация касательно того, что в ближайшие десять лет Китай планирует поставить на вооружение также и атомные авианосцы. В свою очередь, Россия не желает ударить в грязь лицом и до 2030 году планирует соорудить абсолютно иной корабль данной категории, который в дальнейшем дополнит либо полностью заменит уже устаревающий «Адмирал Кузнецов».

Уточним, что российская и китайская программы возведения авианосцев сопряжены. «Адмирал Кузнецов» перешел на активное проведение службы в 1990 году. Тогда же строился и близкий по духу крейсер «Варяг», однако распад Советского Союза стал причиной остановки строительства, в тот момент, когда корабль считался готовым на две трети. Затем «Варяг» пару лет беспощадно ржавел в украинском порту. Далее его выкупила подозрительная китайская компания, и авианосец отправился в Китай, якобы чтобы там превратить его в плавучий отель и казино.

Вот так, Китай получил несколько списанных авианосцев из различных государств, два из которых на самом деле претерпели ожидаемые изменения. Однако в случае «Варяга» все пошло не так. Как оказалось, компания-покупатель являлась «подставным лицом» вооруженных сил КНР, а изображения с места проведения работ указывали на то, что судно настраивают на выполнение его изначальных функций. «Мифу» об отеле в то время никто так и не поверил, а в 2011 году китайский флот действительно признал, что авианосец скоро отремонтируют и введут в эксплуатацию, таким образом он станет первым кораблем такого уровня под китайским флагом.

Через время, авианосец вышел на первое тестовое плаванье, а в 2012 году его официально взяли на вооружение под именем «Ляонин». Главным видом его палубных самолетов считается истребитель J-15, в сущности, сделанный по шаблону советского Су-33, прототип и документацию на который Китай получил от Украины сразу с «Варягом», это, в свою очередь, россиян совсем не обрадовало. Однако это был далеко не первый и уже не последний случай, когда Пекин своими действиями спровоцировал неудовольствие со стороны Москвы.

В 2013 году в КНР приступили к строительству собственного авианосца, однако по степени продвижения рабочего процесса специалисты и любители не сумели (в зависимости от страны) прикрыть злорадства либо разочарования. Поскольку новый китайский авианосец, хотя бы, внешне, оказался точной копией советского прототипа. Можно представить, что в середине имеются серьезные отличия, однако внешне новый корабль отличается от прошлых «Адмирала Кузнецова» и «Ляонина» в общем лишь перечнем радаров на командном месте.

В китайском флоте дают кораблям имена лишь перед выводом на вооружение, и касательно нового авианосца это должно случиться, скорее всего, в следующем либо 2019 году. Так что сейчас корабль обозначается в качестве Тип 001А («Ляонин» считается Типом 001, таким образом даже сами китайцы не делают тайну из происхождения дизайна), однако, по предположениям, получит название «Шаньдун». Но, как говорят азиатские информагентства, Китай ещё только набирается сил и планирует существенно расширить национальную флотилию, чтобы в будущем иметь шесть — семь авианосцев различных концепций.

Уже сегодня на шанхайской верфи идет строительство корабля под проектным именем Тип 002, обладающим уже иной конструкцией, аналогичной судам американского образца. Вероятно, скоро появятся и прочие корабли данной конструкции, а к концу будущего десятилетия флот под красным знаменем пополнится атомным авианосцем Тип 003 с водоизмещением до 100 тысяч тонн. Оба новых вида получат катапульты, и это принципиальная разница с советским дизайном, в которых для взлета самолетов применяются стартовые трамплины.

Это является более простым техническим решением, что, однако, накладывает существенные ограничения на взлетный вес самолетов, что, предоставляет россиянам определенные трудности. Типичные для них палубные самолеты Су-33 и МиГ-29К больше не могут подыматься вверх с полным вооружением либо же вынуждены взлетать с минимальным объемом топлива, и необходимо дозаправляться уже в воздухе после взлета. Это все только создает дополнительные сложности. Такая концепция прочно связана с тем, какой было исходное предназначение бывших советских авианосцев.

Официально россияне называли собственные авианосцы «авианесущими крейсерами». Порою можно услышать, что это обычная игра слов, которая выделяет разницу с американскими авианосцами, поскольку те являлись «инструментом агрессии империалистов». Естественно, это также сыграло большую роль, однако факт в том, что советские судна отличались по собственной концепции. Даже и потому, что «Адмирал Кузнецов» имеет достаточно большой спектр оружия против различных воздушных, надводных и подводных мишеней, в то время, как американские и остальные западные авианосцы только легко вооружены.

Так что, западные корабли разрабатываются исключительно в качестве носителя самолетов для «проекции силы», то бишь в качестве инструмента глобальной политики, с целью, указанной выше «агрессии империализма», если так угодно. Между тем, СССР, который позиционировал собой исключительно как континентальное государство и уделял флоту значительно меньше внимания, создавал собственные авианосцы как способы для защиты береговых линий и морских сражений. Ввиду этого, самолеты на авианесущих крейсерах советского образца должны были нести в основном зенитные управляемые ракеты, а не массивные заряды для поражения сухопутных мишеней, и именно в связи с этим на советских крейсерах отсутствовали катапульты, поскольку было достаточно стартового трамплина.

Но вскоре стало ясно об ограниченности данной концепции, и в процессе недавней эксплуатации «Адмирала Кузнецова» около берегов Сирии такие ограничения оказались еще очевиднее. Однозначно, россиянам было очень важно использовать авианосец, чтобы получить опыт, но подтвердилось то, что подъем без катапульт не дает возможность задействовать вместимость самолетов в полной степени, и при совершении ударов по наземным мишеням это создает значительные трудности.

Катапульты он не получил, но совершенно однозначно, что его сенсоры и вооружение ожидают модернизацию. Будут убраны батареи больших противокорабельных ракет «Гранит», в практичности которых появились основания сомневаться, а освобожденное пространство или возместят батареями новых ракет «Калибр» и «Оникс», которые могут поражать надводные и наземные мишени, или расширят посредствам этого ангары для самолетов. Обновленный «Адмирал Кузнецов» возвратится в море примерно через несколько лет.

По факту, это только временное решение, ведь Россия также собирается сооружать новые атомные авианосцы, оборудованные катапультами (на «Адмирале Кузнецове» классические двигатели). К тому же, еще в СССР спроектировали атомный крейсер «Ульяновск», соединяющий стартовый трамплин с катапультами, но падение красной империи остановило данный проект. Также Москва представила образец перспективного авианосца Проект 23000 Е «Шторм», что напоминает возрожденный «Ульяновск» и уже к концу следующего десятилетия может занять основное место в российской надводной флотилии.

Запуск строительства, в соответствии с российской военной программой, планируется в 2019 — 2025 годах, и уже даже приступили к выбору названия: в лидерах «Маршал Жуков». Часто эксперты, среди которых и российские, относятся к подобным планам со скепсисом и предупреждают, что для сооружения столь мощного корабля Россия не располагает ни верфью, ни людьми, ни технологиями, не затрагивая темы финансовых средств. Поговаривают, проект «Шторм» — ничто иное, как пропагандистский «пузырь».

Номинальное, либо пропагандистское, значение крейсеров, понятное дело, не нужно недооценивать, и китайские намерения, по всей видимости, нацелены, среди всего прочего, на подтверждение собственного уровня мировой державы. Между прочим, то, что символической роли авианосцев отводится большое значение, показывают споры и разногласия касательно названий новых китайских крейсеров, поскольку на первом месте долгое время находится имя «Тайвань». Однозначно, вопрос в том, выберет ли Китай столь «провокационное» название, но данная дискуссия подтверждает: китайцы прекрасно понимают, какое будущее у авианосцев.

Стоит акцентировать внимание на том, что боевые возможности «Ляонина» довольно ограничены. В самом Китае говорят, что авианосец будет применяться в основном для обучения и получения опыта. В этих моментах, китайцы по сравнению с россиянами все ещё остаются так сказать «профанами» — ну а сравнивать их с американцами, естественно, даже нет смысла.

Видимо, КНР уже обучилась у России всему, что только могла, и сейчас обращает взоры к иному образцу, так как в палубных авиационных операциях ВМФ США однозначный фаворит. Тот аспект, что китайский ученик уже постепенно превосходит своего северного учителя, демонстрирует, в конце концов, и китайские планы по сооружению новых авианосцев, которые серьезно контрастируют с неопределенностью российского проекта «Шторм». Так что, к концу следующего десятилетия Китай может оперировать четырьмя либо пятью авианосцами, в то время, как в случае России даже наиболее громкие оптимисты предполагают только два авианосца.

Планы брать пример с Соединенных Штатов указывает на то, что китайский флот желает вырасти до статуса соперника ВМФ США, но советский либо российский флот не способен вовсе даже сравниться с американским. Но как раз поэтому Китаю следует обратиться к опыту России (либо СССР) и взять его как мощное историческое предупреждение. Поскольку не нужно ожидать, что Америка будет смотреть молча на рост китайской флотилии. К тому же, громкий «тихоокеанский разворот» США — всего лишь попытка остановить восхождение Китая.

Так что, Поднебесная хоть и строит в индустрии авианосцев грандиозные планы, а также имеет, преимущественно, все необходимое для их воплощения, существует настоящий риск того, что КНР станет причиной гонки морских вооружений. Там то он будет однозначно уступать Соединенным Штатам. Вот поэтому Китаю следует обратиться к истории 80-х, когда происходила гонка оборонительных и стратегических вооружений, в итоге которой Советский Союз измотался и развалился.

Несмотря на то, что СССР, в принципе, рухнул бы в любом случае, так как его неэффективная экономика вовсе не могла больше действовать, «гонка» с Америкой Рейгана серьезно приблизила кончину. Китайская экономика также показывает пробуксовку, и поднимается вопрос, не дошла ли такая знаменитая «китайская модель» своих границ, и не настигнет ли ее в скором времени неминуемый крах. 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Культурные ценности

Июль 05, 2015

Сады Шанхая – жемчужины китайского садоводства

Юйюань Сад Радости или Юйюань (豫园) – один из самых известных классических парков Китая, и уж точно самый известный в Шанхае. Парк был построен более 400 лет назад, во времена правления династии Мин. Его создал Пань Юньдуань, бывший казначей, чтобы порадовать…
Июнь 19, 2015

Сады Сучжоу

Город Сучжоу, расположенный в провинции Цзянсу, на юго-востоке Китая, часто называют «восточной Венецией». Прогулявшись по городу хоть раз, вы поймете, что такое сравнение вполне оправдано. Город стоит на Великом канале Китая – водной артерии, соединяющей…
Май 26, 2014

Монастыри Китая – колыбель старинных религий

На территории КНР существует большое количество старинных монастырей и храмов, которые…
Нояб 07, 2013

Необычная пустыня Гоби в Китае

Название пустыни Гоби переводится с монгольского языка как что-то на подобии «покрытой…
Окт 27, 2013

Национальный парк Китая Чжанцзяцзе

Китай на весь мир достаточно славится не только лишь собственными изобретениями,…

Популярные города

Июль 05, 2015

Шаньдун – одна из самых развитых провинций Китая

Провинция Шаньдун (山东) находится на востоке Китая, с трех сторон омывается водами Желтого моря. С населением 95 млн человек занимает второе место в стране по этому показателю. Административный центр – город Цзинань. Шаньдун – это одна из самых высокоразвитых…
Январь 19, 2014

Циндао – «зеленый остров» посреди Китая

В Поднебесной, в провинции Шаньдунь, расположился городок, который в одно и то же время считается развитым индустриальным центром Китая и достаточно уютным курортом для многочисленных туристов. Город – Циндао, по-другому говоря «зеленый остров», с площадью…
Янв 19, 2014

Провинция Хэйлунцзян – край национальных парков и заповедников Китая

Хэйлунцзян (на русском - река чёрного дракона, а также известна как Приамурье) —…
Дек 20, 2013

Китайский курортный город Далянь

Город Далянь в далеком прошлом имел название «Дальний». Основателями его были русские…
Нояб 25, 2013

Немного о Тибете – мировой туристической Мекке

Подобно тому, как большинство бывалых охотников имеют собственную «избранную пятерку»…

Пляжные курорты

Январь 07, 2014

Лечение в китайском Даляне

Традиционная китайская медицина и их классическая фармакология уже долгое время и очень даже заслуженно вызывают огромный интерес по всему миру. Восточная медицина уходит своими корнями в древнейшие времена — одной из начальных книг по китайской медицине…
Март 20, 2013

Курортный городок Дадунхай (Dadonghai, China)

Дадунхай – один из популярнейших курортов на острове Хайнань. Находится в…
Март 08, 2013

Курортный город Байдахэ (Beidaihe,China)

Одним из популярнейших курортов Китая является Байдахэ. Административно он подчиняется…

Новости Китая

Январь 10, 2014

За 2013 год в Китае высажено более 2 миллиардов саженцев леса

Прошлый 2013 год ознаменовался для Китая резким увеличением озеленения территории. Так новые саженцы леса увеличились на площади в более чем 90 миллионов му (15 му – около 1 гектара). Фактически план озеленения Китая за 2013 год не только выполнен, но и…
Янв 08, 2014

Общее количество курильщиков в Китае превысило 1 млрд.человек

По данным официальной статистики Китая число курильщиков перевалило за 300 миллионов…
Апр 28, 2013

Гостиницы Пекина – цены и правила поиска

Как известно Пекин является столицей Китайской Народной Республики, город с богатейшей…